ПРОГРАММА 1: Лекции очно
Для входа на лекцию нажмите на кнопку
11:00 – 12:00
11:00 – 12:00
Семён Чарный. Еврейская жизнь СССР, 1945 - 1991 гг.
Кандидат исторических наук, журналист, публицист.
Поговорим о том, что было, как было. Еврейский самиздат, подпольные издательства. Воровство свитков Торы. И многое другое.
12:15 – 13:15
12:15 – 13:15
Андрей Боровский. Семь Иерусалимов Марка Шагала
Художник, искусствовед, этнокультуролог. Член Международной Ассоциации искусствоведов (AIS).
Эта лекция – попытка прочтения и осознания фантастических миров, созданных Шагалом, где реальность переплетается с вымыслом, а провинциальный Витебск – с Парижем, где единственная молитва Художника – холст и краски. Творческая биография Шагала – поиск выходов и движение от традиции к новаторству. Может показаться, что сама жизнь художника –это побег, стремление вырваться из давящей атмосферы, желание оставить прошлое без воспоминаний… Однако, может это – Исход? Шагал создаёт особый живописный язык, в котором придаёт образам обыденной жизни значение символа. Какими бы ни были обстоятельства сменяющих друг друга эпох, в любой среде – и среди модернистов Парижа, и в послереволюционном Витебске – этот язык рассказывает о внутреннем мире художника. Сколько языков было у Шагала, признанного гения и гражданина Мира, и какой из них он считал главным? Как еврейская и христианская традиции помогают читать полотна Художника? Сколько Иерусалимов прошёл он за жизнь и в котором из них остался навечно?
14:00 – 15:00
14:00 – 15:00
Гавриил Беляк. От свитка к гипертексту
К.ф.н., научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН.
Сегодня ежедневно публикуется больше текстов, чем век назад производилось за год. Это требует новых подходов к обработке информации и делает знание «На иголочку» все большей редкостью. Как будет выглядеть ученость завтра, что нам может дать биг дата в области летературы и культуры, а что мы можем потерять – об этом и о том, что такое digital humanities сегодня мы и поговорим.
15:15 – 16:15
15:15 – 16:15
Светлана Амосова. Из чего сделано еврейское местечко?
Директор Исследовательского центра Еврейского музея и центра толерантности.
В лекции речь пойдет о том, как было устроено еврейское местечко, что было его центральной частью, что делало его «еврейским», без чего оно не могло обойтись, кто были его главными героями и антигероями.
16:30 – 17:30
16:30 – 17:30
Амчиславский Виктор. Артур Кёстлер – забытый еврейский писатель, предсказавший наши дни
Историк, куратор библиотеки «Сифрия» при Большой Хоральной синагоге. Руководит образовательным проектом «Jewish pearls», проводит экскурсии по еврейскому Петербургу. Автор публикаций по истории петербургской общины и наследию евреев России.
Знаменитый писатель Артур Кёстлер (1905-1983), номинированный на Нобелевскую премию в 1967 г., был венгерским евреем и к трагической судьбе своего народа относился очень трепетно. Он стал пламенным сионистом, бросил венский политехнический университет и отправился в Палестину, работал в киббуце, был оттуда изгнан за индивидуализм, жил в Иерусалиме, занимаясь журналистикой, восхищался Жаботинским... Судьба Кёстлера – это крутые зигзаги: от сотрудничества с Коминтерном и членства в компартии Германии до жизни в СССР и полного разрыва с коммунизмом в 1938 г.; от 5-ти месячного ожидания расстрела в камере смертников франкистской Испании до полёта на дирижабле к Северному полюсу... Европейский скептик и индивидуалист, радио-ведущий на БиБиСи, пропагандирующий антифашистские идеи для немецких солдат во время войны, поклонник «хазарской теории» происхождения ашкеназов, Артур Кёстлер был одним из первых писателей XX века, осознавшийх ужасы сталинизма. Его роман 1940 г. «Слепящая тьма» («Darkness at Noon») стал классикой. О судьбе Артура Кёстлера говорим на новой встрече с Виктором Амчиславским.
Made on
Tilda